Жора Крыжовников

Режиссер

Сценарист

Жора Крыжовников

Карьера:

Режиссер, Продюсер, Сценарист

Дата рождения:

14 февраля 1979
 г.

Место рождения:

СССР, Арзамас-16

Биография

Родился 14 февраля 1979 года в городе Арзамас-16 Горьковской области (ныне город Саров Нижегородской области). Окончил ГИТИС (режиссёрский факультет, мастерская Марка Захарова) и ВГИК (факультет продюсерства и экономики, мастерская Александра Акопова).

Как режиссёр-педагог преподавал актёрское мастерство во ВГИКе (мастерская Андрея Панина) и РАТИ (мастерская Олега Кудряшова). Поставил несколько спектаклей на сцене театра «АпАРТе» и в «Школе современной пьесы». Работал на телевидении; в кино начинал как автор короткометражных фильмов. Широкую известность получил как режиссёр картины «Горько!».

Особый интерес у него вызывает американский кинематограф 1940—1950-х годов: работы Хичкока, Джона Хьюстона, Рауля Уолша и Джона Форда. Является поклонником джамп-ката — приёма, связанного со скачкообразной, режущей взгляд вклейкой, которая используется при монтаже. Впервые применив джамп-кат в фильме «Проклятие», режиссёр сделал его основным стилистическим элементом в картине «Горько!»

Зрители и критики в целом благожелательно отнеслись к ранним работам режиссёра-дебютанта. Так, на его постановку «Старый друг лучше» откликнулось издание «Страстной бульвар», в публикации которого говорилось о том, что, перенося действие в наши дни и следуя традициям театра Островского, молодой режиссёр создаёт оригинальную, принципиально новую вещь, «лепит премьеру из подручного современного материала».

В статье журнала «Театрал», посвящённой спектаклю «Холостой Мольер», отмечалось, что постановщики Олег Глушков и Андрей Першин стремились к тому, чтобы простота спектакля «стала изысканностью». В журнале «Афиша» рецензент оценил его одержимость театром.

Журнал «Итоги» противопоставил агрессивности и технологичности «взрослого театра» ту «студенческую непритязательность и беззащитность», которая позже станет фирменным почерком Першина-Крыжовникова.

В 2009 году Андрей Першин снял короткометражные фильмы «Дракон Абас Блю», «Пушкин дуэль» и «Казроп» (в соавторстве с Олегом Глушковым). Через год режиссёр начинает снимать под именем Жора Крыжовников. Короткометражный фильм, снятый по мотивам собственной пьесы «Мой парень — робот», назывался «Счастливая покупка». История, длящаяся 8 минут, переносит зрителей в недалёкое будущее и рассказывает о том, как человекоподобный робот пытается подстроиться под характер женщины.

Второй короткометражный фильм Жоры Крыжовникова — «Проклятие» — был снят в жанре found footage. Записанную на камеру артхаусную историю о кастинге удалось снять при минимальном бюджете всего за полдня. Когда ролик появился в одной из социальных сетей, его увидели продюсеры, искавшие в тот момент режиссёра на картину «Горько!». В 2014 году по собственному сценарию снял короткометражный фильм «Нечаянно» в жанре чёрной комедии.

Впервые сочетание «Жора Крыжовников» появилось в фильме «Счастливая покупка» — так в титрах обозначены сценарист и режиссёр. Должность продюсера в этой же короткометражке была закреплена за Андреем Першиным.

Фильм «Горько!», снятый в той же стилистике, что и «Проклятие», и собравший в прокате сумму, превышающую бюджет картины более чем в 16 раз, вызвал большое количество разноречивых откликов. Так, газета «Коммерсантъ» написала: «Не будем говорить о рождении нового Гайдая, но появился человек со вкусом к комедийной эксцентрике». Корреспондент журнала «Огонёк» отметил, что «авторы фильма совершают и ещё одно чудо. Несмотря на весь трагикомизм ситуации, тут случается нечто вроде катарсиса. Когда героев свадьбы запирают в автозак, где они ждут решения своей судьбы — мокрые, несчастные,— только в этот момент в них прорываются настоящие чувства».

По мнению автора издания «Сеанс», «Горько!» — это «портрет идеальной России без национальных противоречий, но с умеренно ворующими чиновниками, красивыми пейзажами и даже малым бизнесом». Обозреватель «Независимой газеты» предложил «в порядке бреда» выдвинуть картину на соискание премии «Оскар»: «Ведь наши мудрецы из комиссии по выдвижению всегда норовят отправить то, что, по их мнению, в очередной раз убедит американцев: русские непобедимы! Так вот если бы американские киноакадемики посмотрели этот сюжет про свадьбу в Геленджике, они бы окончательно и бесповоротно уверились: этот народ победить нельзя. Горько, товарищи!».

В то же время киновед Валерий Кичин в достаточно жёсткой рецензии, опубликованной на страницах «Российской газеты», назвал чувство юмора создателей картины «специфическим», отметил, что «сатира… здесь не ночевала», и выразил сомнения в том, что народная комедия несёт в себе лирическое начало: «Опьянение посредством водки авторам ближе, чем опьянение романтическим порывом».

В 2014 году к списку телеработ Жоры Крыжовникова прибавилась «Кухня». Своё место в сериале он, по собственному признанию, оценивает скромно, считая, что главным в этом проекте является не режиссёр, а сценаристы: «Читая сценарий, я и смеюсь, и плачу, и сочувствую нашим персонажам. <…> Я просто должен не испортить эти великолепные сценарии, помочь им дойти до зрителя».