Paul Verhoeven

Режиссер

  • 1971 Дело есть дело
  • 1973 Турецкие наслаждения
  • 1975 Кити-вертихвостка
  • 1977 Солдаты королевы
  • 1979 Заводные
  • 1983 Четвертый мужчина
  • 1985 Плоть + кровь
  • 1987 Робокоп
  • 1990 Вспомнить всё
  • 1992 Основной инстинкт
  • 1995 Шоугелз
  • 1997 Звездный десант
  • 2000 Невидимка
  • 2006 Черная книга
  • 2012 Одураченный
  • 2016 Она

Актер

  • 1987 Робокоп

Сценарист

  • 1977 Солдаты королевы
  • 1985 Плоть + кровь
  • 2006 Черная книга
  • 2012 Одураченный

Пол Верховен

Paul Verhoeven

Карьера:

Актер, Режиссер, Продюсер, Сценарист

Дата рождения:

18 июля 1938
 г.

Место рождения:

Нидерланды, Амстердам

Биография

Пол Верховен родился 18 июля 1938 года в Амстердаме. В 1960 году окончил университет Лейдена, где изучал математику и физику. Во время учёбы посещал курсы Нидерландской киноакадемии. Снимал пропагандистские фильмы для морской пехоты Нидерландов. В 1960-е, после его перехода на телевидение он снимает документальные и игровые короткометражные фильмы. В 1969 году молодой режиссёр знакомится с Рутгером Хауэром — актёром, который на несколько лет становится его визитной карточкой. Актёр запал в душу Верховена тем, как легко и свободно он держался перед камерой. Вместе они делают телесериал о похождениях средневекового рыцаря Флориса (Floris).

Первым полнометражным игровым фильмом Верховена стала веселая трагикомедия «Дело есть дело» (1971) о двух амстердамских проститутках. Уже со второй картины «Турецкие сладости» (1973) с Рутгером Хауэром в главной роли режиссёра «записали» в список скандалистов, обнажающих пороки современного общества, описывающих его шокирующую действительность.

В 1977 году снял фильм о Второй мировой войне в Нидерландах «Оранжевый солдат» (в одной из главных ролей — Рутгер Хауэр). Экранизировал роман известного нидерландского писателя Герарда Реве «Четвёртый мужчина» (1983).

Его первый англоязычный исторический фильм «Плоть и кровь» (1985) о поражённой чумой Фландрии XVI века, представленной глазами наёмника в исполнении того же Хауэра, стала последней работой режиссёра так называемого «нидерландского периода».

В середине 1980-х годов перебирается в США. Переехав в США, режиссёр начинает снимать коммерческие блокбастеры. Его фильмы «Робот-полицейский», «Вспомнить всё» (в главной роли — Арнольд Шварценеггер по рассказу Филипа К. Дика) пользуются большим коммерческим успехом. В 1992 году на экраны выходит картина, ставшая своеобразным каноном в кинематографе — легендарный эротический триллер «Основной инстинкт» с Майклом Дугласом и Шэрон Стоун в главных ролях.

Пол Верховен — первый номинант премии «Золотая малина», лично присутствовавший на церемонии вручения и принявший эту антинаграду. Верховен получил «Золотую малину» как худший режиссёр года за фильм «Шоугёлз» (1995). После провала этой картины в прокате Верховен вновь обращается к фантастике. В 1997 году появляется экранизация знаменитого романа Роберта Хайнлайна — фильм «Звёздный десант», раскритикованная за излишний милитаризм, а в 2000 году — «Невидимка» — сюжет о трагедии учёного, который становится невидимым.

В 2006 году выходит снятый в Нидерландах фильм «Чёрная книга», действие которого разворачивается во время последних месяцев Второй мировой войны. Главная героиня ленты — певица еврейского происхождения Рахиль Штайн, неожиданно для себя оказавшаяся в центре антинацистского Сопротивления. «Чёрная книга» становится абсолютным рекордсменом по кассовым сборам в Нидерландах и получает три высшие национальные кинонаграды «Золотой телёнок», в том числе в номинациях «лучший фильм» и «лучший режиссёр».

Безусловным успехом стал фильм 2016-го года «Она», в котором режиссёр вернулся к теме эротического триллера. Фильм был высоко оценён критиками, участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, был удостоен премий «Сезар» и «Золотой глобус», а также был номинирован на «Оскар» за лучшую женскую роль.

Верховен весьма критически относится к Америке и её капиталистическим ценностям, о чём неоднократно заявлял в интервью. Его американские фильмы населяют до абсурда амбициозные персонажи, зачастую психологически одномерные, словно герои комиксов. Подобно датчанину Дугласу Сёрку в 1950-е годы, Верховен сгущает и заостряет голливудские штампы до такой степени, что широкая публика начинает принимать их за чистую монету. К примеру, более простодушные рецензенты «Звёздного десанта» обрушились на режиссёра за неприкрытый милитаризм, в то время как синефилы трактовали фильм как мизантропическую антивоенную сатиру в духе «Доктора Стрейнджлава».

«Вероятно, самый дерзкий и уверенный сатирик Голливуда, единственный, кому удаётся снимать высокобюджетные жанровые фильмы, насчёт серьёзности коих никто не может поручиться» — пишет о Верховене М. Аткинсон. «Натурализованный голландец стал для Голливуда новым Фрицем Лангом — мастер усовершенствованного комикса, вкрадчиво брутальный поставщик зубодробительной киномакулатуры» (Дж. Хоберман). «Он обожает клише: в его фильмах есть нечто от комикса, наподобие Лихтенштейна», — высказался про Верховена ветеран французской новой волны Жак Риветт, назвавший «Шоугёлз» одним из лучших фильмов девяностых.

Плеяда актёров, начавших работать с Верховеном ещё в Нидерландах, включает Рутгера Хауэра, Дерека де Линта, Йеруна Краббе. Все трое позже последовали за ним в США. Наиболее успешно сложилась голливудская карьера у Рутгера Хауэра. Так, ещё в 1980 году Хауэр снялся с Харрисоном Фордом в фильме «Бегущий по лезвию» и Сильвестром Сталлоне в боевике «Ночные ястребы». Успех 1980 годов сменился спадом в 1990-е, когда Хауэр, поссорившись с Верховеном, фактически оказался без поддержки режиссёра. С началом 2000 годов в карьере Хауэра произошли изменения к лучшему, он снялся у Джорджа Клуни в «Признаниях опасного человека», у Роберта Родригеса в «Городе грехов» и смог постепенно восстановить свои позиции.

В сотрудничестве с Верховеном получил признание кинооператор Ян де Бонт. Он бессменно работал с режиссёром более 20 лет. Сам Верховен утверждал, что «смотрит на мир глазами Яна», поэтому можно считать, что отличительный визуальный ряд картин Верховена — результат его совместного творчества с де Бонтом. В 1994 году де Бонт в качестве режиссёра снял блокбастер «Скорость» с Сандрой Буллок и Киану Ривзом.